Defense of the Ancients (часто называемая просто DotA) — пользовательская карта для игры Warcraft III: The Frozen Throne.

DotA — командная тактическая игра, в которой каждый игрок управляет только одним героем. С течением игры участник получает уровни для развития способностей героя и деньги, которые он тратит на покупку различных вещей.

Существует большое количество вариаций DotA, но наиболее популярная из них — DotA Allstars, разрабатываемая сообществом людей по всему миру под руководством мэпмейкера IceFrog. DotA Allstars завоевала огромную популярность и стала одной из дисциплин в чемпионатах по компьютерным играм — Blizzard Entertainment Blizzcon, азиатский World Cyber Games, Cyberathlete Amateur и CyberEvolution.

[править]
История

Предтечи DotA
Первой картой, похожей на DotA, считается Aeon of Strife для StarCraft. Прокачиваемые герои Warcraft 3 оказались естественным продолжением Aeon of Strife, так что похожие карты начали появляться и для Warcraft 3.

Второй ступенью к DotA стали «коридорные» карты (3 Corridors, 5 Corridors и т. д.). В этих картах также применялись герои из WarCraft, что приводило к проблемам баланса: игрок управлял одним героем, а не армией, и какие-то герои в таком режиме были излишне сильны, а какие-то — совершенно непригодны. Тем не менее, игра вчетвером и более приводила к интересным боям с большим количеством тактических уловок, и до DotA «коридорным» картам оставалось совсем немного.

Создание DotA
Создателем карты Defense of the Ancients был Eul. Однако после выхода аддона Warcraft III: The Frozen Throne Eul не выпустил новую версию, зато открыл исходный код. Были созданы многочисленные вариации этой карты, однако именно «Allstars» (разработки Guinsoo) стала стандартом de facto.

С релизом версии 6.x, доработку карты взял в свои руки разработчик IceFrog. Теперь IceFrog дорабатывает карту, делая всё от балансировки противоборствующих сторон до повышения стабильности карты на разных операционных системах. С новыми версиями добавлялись новые предметы, герои, способности и многочисленные правки в игру. Правки бывают как косметические (например, с версии 6.48 можно менять обстановку на дождливую либо снежную), так и улучшающие баланс. На форуме «DotA Allstars» игроки могут предлагать новые идеи героев и артефактов, лучшие из предложений добавляются; IceFrog также создал на форуме конкурс «model-to-hero».

Параллельно разрабатываются и AI-версии карты. DotA предназначена для игры с живыми людьми, но AI-скрипты позволяют компьютеру управлять героями. Разумеется, такие карты широко используется новичками для тренировок. Закачка AI-версий возможна с главного сайта закачки DotA. IceFrog не принимал участия в создании AI-карт, и не несёт за них ответственности.

С версии 6.53 появились локализованные карты — русская, китайская и корейская. Авторы рассчитывают найти переводчиков и на другие языки.
[править]
Правила

Играют две команды, максимум пятеро на пятеро (оставшиеся две позиции зарезервированы для наблюдателей и арбитров). В левом нижнем углу «светлые» («Стражи», англ. «The Sentinel»), в правом верхнем — «тёмные» («Плеть», англ. «The Scourge»).

У каждой из сторон на базе есть по четыре таверны с обширным выбором героев (в версии 6.56 всего 93 героя). В начале игры каждый выбирает себе одного из них. В DotA нет ни управления армией, ни строительства базы — под контролем игрока находится только его герой. Каждый герой имеет свои уникальные способности и собственную тактику боя.

С каждой из баз по трём тропинкам идут управляемые компьютером существа («крипы»). Со временем крипы растут в силе, и даже высокоуровневый герой без союзных крипов поблизости может оказаться уязвим.

Герои могут получать опыт и поднимать уровень («прокачиваться») за счёт уничтожения вражеских крипов и героев, а также нейтральных существ, обитающих в лесу. Если гибнет боевая единица противника (неважно, крип или герой), опыт получают все союзные герои, находящиеся поблизости, вне зависимости от того, сражались ли они. Таким образом, герою выгодно находиться в гуще боя, даже не принимая в нём участия. Если герой к тому же самолично нанесёт последний удар, он получит некоторое количество денег (сленг — Last Hit).

С каждым набранным уровнем (всего их 25) способности героя растут. На имеющиеся деньги герой может покупать артефакты. Из более слабых артефактов с помощью свитков-«рецептов» составляются более сильные. Покупка нужных артефактов — важный аспект игры; от выбора артефактов напрямую зависит боевой потенциал героя и команды в целом.

Убитый герой не участвует в игре некоторое время и теряет часть своих денег. Чем выше был его уровень, тем дольше он находится вне игры и тем больше теряет денег. Вместо ожидания можно выкупиться; чем выше уровень, тем дороже выкуп.

В двух местах на карте периодически появляются руны, которые дают временный бонус: увеличение скорости движения, увеличение скорости восстановления здоровья и маны, увеличение наносимого урона, невидимость, создание копии.

Задача — уничтожив башни противника (всего их 3 на каждой линии), прорваться на его базу и разрушить главное здание (Мировое древо у светлых, Ледяной трон у тёмных).

Правила несложны, но из-за огромного разнообразия героев и артефактов количество возможных стратегий игры очень велико, а доминирующие IceFrog старается отсечь. Например: один герой может «прокачиваться» в лесу с первого уровня. Это даёт потенциальный выигрыш в уровне, но на какой-то тропинке союзный герой будет стоять против двоих врагов — и от того, выстоит ли он, во многом будет зависеть исход игры. Наступательная тактика («пуш») даёт выигрыш по артефактам за счёт разрушения башен и недопускания врагов к крипам — но нападающие вынуждены воевать под вражескими башнями. И так далее.

[править]
Признание и охват среди игроков

DotA со временем приобрела необычайную популярность. Blizzard официально признал карту как заслуживающую внимания и даже создал раздел в зале славы Battle.Net, такое внимание до этого было уделено всего шести картам. После карта была представлена на Computer Gaming World в разделе новых карт и модов для Warcraft III.

DotA приобрела популярность на турнирах, и даже получила свой турнир на чемпионате BlizzCon 2005 года. DotA также была представлена в ряде азиатских странах, таких как Малайзия и Сингапур, на World Cyber Games 2005, 2006, и World Cyber Games на азиатском турнире 2006. DotA теперь включена в список игр интернациональных лиг Cyberathlete Amateur League и CyberEvolution.

В некоторых странах, например, в Филиппинах, DotA потеснила Counter-Strike с позиции самой популярной онлайн-игры. Также большую поддержку получила игра и в странах Скандинавии, где шведский диджей Basshunter написал «Vi sitter i Ventrilo och spelar DotA» («Мы сидим на Ventrilo и играем в DotA»), которая заняла 116-е место в европейских музыкальных чартах 2006 года, а в самой Швеции и Финляндии попала в десятку наиболее популярных. Популярность песни привела к повышению охвата игры после публикаций не играющих издательств, пишущих на игровую тематику. Заставки к загрузке игры также были нарисованы поклонниками.

[править]
Пасхальные яйца
В названиях артефактов, именах героев и т. д. скрыты имена людей, так или иначе участвовавших в создании игры. В их числе: Eul и Guinsoo (мэпмейкеры), Syl-la-ble (тестер), Nessaja, MercurialXen и Kunkka (художники).
Существует версия, приуроченная к 1 апреля 2007 года. Имя файла — Dota Allstars<два пробела>6.50. Именно двумя пробелами первоапрельская версия отличается от вышедшей позднее официальной 6.50.
6.49: можно подобрать секретный артефакт.
6.49b AI+: В том же месте (юго-восток карты) появляется Fun Tavern с двумя старыми героями. Чтобы попасть в неё, надо набрать -fun. В оригинальной 6.49 IceFrog’а этой таверны нет.
6.51 AI+ 1.52: Fun Tavern расширена до 4 героев.
У некоторых героев есть альтернативные имена, выпадающие с небольшой вероятностью. В частности: Clinkz — Clinkz Eastwood (в русской версии Притаившийся Костострел), Ulfsaar — Fuzzy Wuzzy (в русской версии Винни-Пух). В версии 6.40 у героя Sven было альтернативное имя Arnold Schwarzenegger (возможно, как отсылка к фильму «Хищник», в котором снимались Шварнеценеггер и Свен-Оле Торсен). В версии 6.57 герой Puck — Faerie Dragon может получить имя (в русской версии карты) ПуГ-29